Автомобильное издание «Авторевю» провело первый сравнительный тест Лады Гранта со своими ближайшими конкурентами. В качестве оппонентов вазовской новинке в комплектации «Норма» за 260 000 рублей на тест были взяты ZAZ Chance стоимостью 352 000 рублей, Daewoo Nexia за 371 000 рублей, Лада Приора ценой в 388 100 рублей и, конечно, Renault Logan, правда, за 400 000 рублей.
Директор по поставкам крупного дилерского центра АвтоВАЗа говорил жестко:
— Пожалуйста, немедленно верните Гранту. И ничего про нее не пишите! Иначе мы вынуждены будем уволить тех, кто предоставвил машину!Что такое, почему ? Мы ведь договорились, что Лада Гранта, которую мы взяли для первого в ее жизни сравнительного теста, пробудет у нас еще пару дней…
А произошло вот что. Наш главный редактор приехал на автополигон для участия в конференции Ассоциации автомобильных инженеров — и рассказал об этом тесте вазовцам: никакой тайны мы из этого не делали! Кто же знал, что темно-синяя Лада Гранта с кузовом номер 196 — из числа предсерийных и дилерам такие машины выдали исключительно для коротких клиентских тест-драйвов «вокруг салона», чтобы подогреть и без того раскаленный интерес к новинке! Похоже, что о такой постановке вопроса не ведал и сам дилер, но, судя по тону директора по поставкам, теперь «политика партии» была ему донесена предельно доходчиво.
Между тем дело было к вечеру, предсерийная Гранта и машины-конкуренты колесили по северу Московской области, да и сам тест был уже практически завершен — осталось лишь поработать с рулеткой в салонах и багажниках… И что прикажете делать ? Без вины виноватый Подорожанский (главред) сказал, чтобы мы продолжали работать по плану, а сам принялся названивать руководству АвтоВАЗа и гасить скандал. В итоге дело обернулось тем, что вместо одной Гранты у нас оказалось две: на втором на Дмитровский автополигон приехал из Тольятти Сергей Мохнаткин, начальник отдела динамики автомобиля АвтоВАЗа. Приехал — и первым делом…
Об этом чуть позже, а пока представим конкурентов Гранты: ZAZ Chance 1.5 (86 л.с.), Daewoo Nexia DOHC (109 л.с.), Logan 1.4 (75 л.с.) и наша Приора, прошедшая через тернии ускоренных ресурсных испытаний Авторевю. Понятно, что она, мягко говоря, давно не девочка, но что делать ? Мы бы с радостью взяли новую Приору, да вот незадача — у дилеров свободных машин не оказалось, а обещаниям АвтоВАЗа создать, наконец, свой нормальный пресс-парк пошел уже третий десяток пет.
Подобный тест мы проводили шесть лет назад (АР №2, 2006). За это время Logan пережил модернизацию, Nexia обзавелась не только новой светотехникой и бамперами, но и 16-клапанным мотором от Chevrolet Lacetti (1.6 литра, 109 л.с.), Lanos переименовали в Chance, «десятка» превратилась в Приору, а Калина — в…
Но нет, Гранта — это не бюджетная Калина, как ее поначалу называли сами вазовцы. И не только потому, что ценник за версию «Норма» в долларах США за это время не изменился — сейчас это примерно те же 8 000 долларов. Гранта и выглядит совершенно иначе! Особенно спереди — наглая ухмылка, уверенный взгляд. Сзади, конечно, Гранта не фонтан, равно как и Калина-седан. Однако глазеют все! И пенсионеры из потрепанных газиков, и клерки из Солярисов и Фокусов, и солидные дядьки из Мерседесов и BMW. От любопытных нет отбоя:
сколько стоит ? Что внутри ?Внутри — почти Logan. И дело не только в характерной нише над бардачком, в похожих на французские дефлекторах вентиляции или в смещенном вниз калиновском блоке управления микроклиматом. Мягкие аморфные кресла с узенькими подголовниками — почти точь-в-точь
как у Renault! И подстаканники перед рычагом переключения — тоже: бутылки с водой мешают включать первую и пятую передачи и в Гранте, и в Логане.Если смириться с отсутствием потолочных ручек, павших жертвой борьбы за снижение расходов, то для задних пассажиров Гранта и вовсе идентична Калине. Тот же десятисантиметровый запас перед коленями у людей ростом 176 см при посадке «сам за собой» — и много «воздуха» над головой: просторнее только Logan. Кстати, карманы на спинках передних кресел остались только у Лад — у всех трех иномарок их нет.
Грантовский багажник — всем на зависть! Даже у Логана и Нексии он хоть и больше по «паспортному» литражу, но не столь глубок и меньше в длину. Плюс самая маленькая погрузочная высота, самый большой проем — и немыслимые прежде у бюджетных машин скобы для фиксации груза. Еще бы на крышке багажника оставили кнопку для его открывания… А еще жаль, что петли крышки, в отличие от Калины, тут выпирают. Но кант на внутреннюю арматуру крышки уже надели — правую руку при за крывании о голый металл не обдерешь. Спасибо!
Logan похорошел: руль теперь регулируется по высоте у всех версий, кроме базовой. Но управлять «печкой» вслепую (новая консоль имеет все тот же обратный наклон) и сигналить, нажимая на торец подрулевого рычажка, без привычки не выйдет. Сидишь ровно, диапазоны регулировок кресла достаточны… Маловато достоинств ? Но эти элементарные удобства Гранты и Логана начинаешь ценить, только поездив на трех других машинах!
Меньшее из трех зол — Приора. Податливое сиденье сносно распределяет нагрузку, но его не отодвинешь далеко назад из-за капризных салазок. А регулируемый по высоте руль несильно смещен вправо.
Chance ? Полчаса в его жестком, хорошо спрофилированном кресле — и хочется даже не домой, а к мануапьному терапевту: позвоночник искривляется!
Ведь нерегулируемая рулевая колонка сильно смещена вправо, а сама баранка развернута влево. Увы, это наследственная болезнь Daewoo, идущая аж от опелевского Кадета середины 80-х.
Но Nexia в этом смысле еще хуже. Вдобавок к сдвигу рулевой колонки скользкая и мягкая баранка лежит на коленях, до педали газа нужно еще дотянуться…
Задним пассажирам Приоры, Нексии и Шанса тоже не позавидуешь. Места перед коленями на спичечный коробок меньше, чем в Гранте, уже не говоря про Logan. У Приоры, правда, есть средний подлокотник и отдельные плафоны для чтения, но забираться на приоровские задние места труднее всего: крыша самая низкая, а дверь распахивается на очень скромный угол. И втроем во всех трех машинах теснее, кем в Гранте: а вазовской новинке мало места только в плечах, а тут вдобавок головы крайних седоков упираются в скаты крыши.
Самая быстрая в квинтете — Приора! Мотор уверенно вывозит с низов и после 3 000 об/мин обретает второе дыхание — мечта светофорного гонщика! Отстает даже 109-сильная Nexia — 12,2 секунды против 11,7 секунд до сотни, согласно нашим замерам (АР №19, 2008). Но разболтанный рычаг коробки передач Приоры, попасть которым во вторую передачу без предварительной тренировки просто невозможно, ее «резиновая» педаль сцепления… И вот уже радости от напористого ускорения как не бывало.
Упругая, как перекачанный мяч, подвеска Приоры внушает на разбитой дороге чувство вседозволенности — «пробить» сложновато даже «уставшие» пружины и амортизаторы. Но на повороты руля, безвольно пустого в нуле и излишне сопротивляющегося в больших углах, Приора откликается, как сонная собака на команды хозяина. На прямой это не мешает, но на извилистой дороге на баранку наматываешься, как на рукоятку мясорубки, — почти четыре оборота от упора до упора. Плюс ярко выраженный снос передка в «пределе»… Беспробудная скука.
Ралли-кар, готовый при малейшей провокации ехать боком, это Nexia. Стоит побыстрее зайти на дугу, чуть сбросить газ — и только успевай ловить! Радость ? Скорее страх: «вязкий» руль лишен информативности, а сама машина сильно кренится на мягкой подвеске. Вот двигатель от Lacetti хорош: слоновья тяга даже на холостых оборотах и уверенная раскрутка до 6 000 об/мин. Туговатый рычаг КПП Daewoo от идеала далек, но, в отличие от Приоры, хотя бы в передачи попадаешь без проблем.
Chance 1.5 с гидроусилителем — это не заготовка, как Приора, и не воскрешенная мумия, как Nexia, а нормальный автомобиль, пусть и бюджетный. Радуешься насыщенному и логичному реактивному действию на руле, быстроте и однозначности откликов. Небольшие повиливания на неровностях корректируешь интуитивно. Крены и раскачка в поворотах умеренны, но подвеска куда комфортнее приоровской — осциллограмму подмосковных порог Chance сглаживает не хуже Нексии. Жаль, двигатель бодро тянет только на низах, а к 5 000 об/мин его энтузиазм иссякает — по ощущениям 86 корейских «лошадок» эквивалентны 75 французским «скакунам» под капотом Renault. Подняв архивы, мы поняли, что не ошиблись: Chance 1.5 (в девичестве Lanos) и Logan 1.4 достигают 100 км/ч за 15,4 — 15,6 секунд — на три секунды медленнее Приоры и Нексии.
Пересев в Logan, перестаешь мучаться вопросом: «Почему Renault дороже всех?» Это просто другой уровень. Хода рычага не меньше, чем в Нексии и Шансе, но передачи защелкиваются не просто легко, а благородно. Сцепление работает четче. Прямую Logan держит не образцово, заметны и рыскания в колеях, но все это в той или иной мере присуще и Шансу, и Приоре с Нексией.
Зато на извилистой дороге Logan хорош. Цельный, крепко сбитый автомобиль с хорошей обратной связью по рулю, выполняющий команды водителя быстро и точно. Даже разношинница не помеха: на передней оси прокатная контора установила зимние нешипованные покрышки Dunlop, а сзади Bridgestone, благо тоже без шипов. Разница в уводных характеристиках шин сыграла только в плюс: Logan избавился от склонности к заносу, но не стал упрямо скользить наружу в быстрых поворотах. А плавность хода — лучше всех.
А что же Гранта ? Если до этого у вас была Приора, то — восторг! Плавность хода, если закрыть глаза на вибрации от двигателя, даже лучше, чем у Логана. «Короткая» рулевая рейка, сносный механизм переключений… Наконец-то есть ощущение, что это ты едешь на машине, а не она на тебе. И мотор с вдвое меньшим числом клапанов тянет лишь немногим слабее приоровского — мешает только задемпфированная электронная педаль газа. А какая стабильность на прямой!
Но двигатель на разгоне вопит как резаный, заглушая нудную шинную какофонию. Впрочем, Logan и Приора давят на уши немногим слабее Гранты (моторы орут не столь громко), в Нексии голова просто раскалывается от шинного гула и моторного рева. А вот Chance тише Гранты, причем заметно.
А что с грантовским рулевым управлением ? В малых углах баранка вообще никак не сопротивляется, а при повороте налево еще и отказывается возвращаться в положение прямо. И хотя а крутых поворотах на руле появлялось какое-то подобие обратной связи, но… Почему это так разнится с тем, о чем нам уже рассказывали и Подорожанский, и Мельников — первый поездил в Тольятти на «точном» прототипе (АР №9, 2011), а второй — на «практически серийной» машине во время презентации в Сочи (АР №20, 2011) ? Может, в силу «предсерийности», подвеска и рулевое управление здесь оказались от Калины ?
Прибывший из Тольятти Сергей Мохнаткин первым делом осмотрел дилерскую Гранту. Нет, говорит, и передний стабилизатор, и электроусилитель с «рейкой» — те, что надо, грантовские.
Может, дело в зимних шинах Sava Eskimo Ice ? Переставили с тольяттинской Гранты на нашу покрышки Nokian Hakkapeliitta 2. Раздвоенность реакций почти исчезла, фаза сноса сократилась, но руль информативнее не стал, равно как не исчезла и проблема с самовыравниваем.
Кстати, машина из Тольятти явно пожестче дилерской. Как следствие — меньше крены, быстрее отклики. Обратная связь рулевого управления едва ли лучше, но баранка по крайней мере уже не остается в повернутом положении.
В чем дело ? По словам Мохнаткина, первые три-четыре тысячи километров рулевой механизм на Гранте… «прирабатывается». Действительно, пробег «нашей» Гранты — всего 700 км, а на одометре той, на которой приехал Мохнаткин, уже три тысячи.
Вдобавок, по словам вазовцев, такой разброс характеристик — и плавности хода, и калибровок электроусилителя — укладывается в поле допуска. Друзья, да это не поле, а приволжская степь!
Впрочем, Мохнаткин обещал, что Гранту будут дорабатывать. А модернизированная Калина, которая дебютирует через год-полтора, по его же словам, поедет еще лучше.
Кстати, насчет «моторных» вибраций, которые в Гранте сильнее, чем в Приоре. Оказывается, при проектировании Калины был допущен конструктивный просчет — опоры двигателя расположили неоптимально. на Гранте этот эффект попытались уменьшить за счет новых кронштейнов, но сильно снижать жесткость резины в опорах тоже нельзя: будет велика амплитуда колебаний силового агрегата.
Знают вазовцы и про «вязкий» свободный ход педали тормоза Гранты, и про заедающее сцепление.
— Сцепление на конвейер уже идет не наше тольяттинское, а фирмы Valeo. Вы заметили, что на нашей машине оно работает четче ?
Конечно, заметили. Но пока складывется впечатление, что покупка Гранты — по-прежнему лотерея: кому-то повезет, кому то не очень. Знал бы прикуп, как говорится, жил бы в Сочи. Потому что попадись нам «удачная» Гранта — и мы бы смело повесили на нее ярлык «Наш выбор»: будучи в полтора раза дешевле, по сумме экспертных баллов она проиграла только Логану! Удобный салон, большой багажник, отличная плавность хода…
Приора,увы, себя исчерпала — по сути, модернизированная «десятка» хороша только мотором. А доплата за недоступное пока для Гранты богатство оснащения версии Люкс выглядит не разумной — 130 000 рублей, полцены автомобиля.
Nexia — это уже даже не прошлый, а позапрошлый век. И касается это не только эргономики и управляемости. Продавать машину не только без АБС, но и вообще без подушек безопасности сейчас недопустимо — и низкая цена это не оправдывает.
ZAZ Chance с корейским мотором близок по цене к Нексии в сопоставимых комплектациях, но он удобнее и безопаснее. И только он и LOgan производят впечатление законченных, доведенных автомобилей, а не полуфабрикатов. Chance претендует и на звание самого тихого автомобиля в сегменте до 400 000 рублей. Жаль, салон тесноват, а багажник маловат.
Наш выбор — все-таки Logan. Но только не базовый за 330 000 рублей с нерегулируемой рулевой колонкой и без гидроусилителя, а версия Expression за 364 000 рублей. Да, это существенно дороже Гранты, но простор для пассажиров и багажа, удобство для водителя и высокая надежность, подтвержденная в том числе ресурсными тестами Авторевю, того стоят.
А что будет с надежностью Гранты, способна ли она защитить пристегнутых седоков при фронтальном ударе ? Конечно, мы ответим и на эти вопросы. Как говорится, оставайтесь с нами.
Читайте подробный сравнительный тест Гранты с конкурентами в Автревю №1 за 2012 год.